Любопытно: три факта, почему хаос лучше порядка

Опубликовано: 5.7.2017
три факта, почему хаос лучше порядка

Мы привыкли думать, что порядок — это хорошо и правильно. Мы всегда пытаемся все упорядочить и подстроить этот мир под свои системы. Однако, мы забываем, что природа на деле хаотична и это неспроста.

Благодаря упорядоченности и автоматизации процессов мы здорово облегчаем себе жизнь и делаем меньше мелких ошибок. Пилотам самолетов не приходится постоянно держать штурвал, поскольку можно включить режим автопилота. И насколько стало проще оттого, что появился GPS!

Не только природным системам нужен хаос для устойчивости и здоровья. Это относится и к городам, экономике, организациям и другим системам.

На Первой и Второй мировых войнах искусством хаотичной военной тактики в совершенстве владел немецкий генерал Эрвин Роммель. Роммель побеждал, создавая ситуацию непредсказуемости, в которой никто не мог разобраться, и полагал, обычно не напрасно, что с хаосом можно импровизировать лучше своих врагов. Его быстрые броски и смелые независимые решения создавали цикл обратной связи: враг был в растерянности; что в свою очередь создавало непредвиденные возможности; Роммель использовал их, создавая хаос и новые варианты развития событий. Эта стратегия применима не только на поле сражений.

Источник

Голландский специалист по дорожному движению Ганс Мондерман трансформировал Ловейплейн в squareabout — кольцевую развязку с формой, похожей на квадрат. Система стала похожа на пешеходную зону за исключением того лишь факта, что к площади со всех четырех сторон направлялось прежнее количество машин. Squareabout однозначно заставляет понервничать — пути водителей, велосипедистов и пешеходов хаотично «переплетаются» между собой. И все же squareabout работает. Число дорожных аварий снизилось в два раза. Это происходит именно потому, что squareabout кажется опасным, а не безопасным, каким является на самом деле. Водители никогда не знают, что произойдет или куда поедет следующий велосипедист, и в результате этого они едут медленно и пребывают в постоянном ожидании проблем.

В конце 2009 года произошел нашумевший инцидент, когда два пилота на автопилоте (не в переносном значении) пролетели мимо аэропорта Миннеаполиса более чем на 160 километров. Они просто уткнулись в свои ноутбуки и отвлеклись.

Быстрая скорость принятия решений, их непредсказуемость вводят соперника в замешательство и создают благоприятные условия для победы. Намеренно созданный хаос с успехом можно использовать как оружие в борьбе с более сильным, но тяжеловесным противником.

Один из способов достижения победы заключается в том, чтобы призвать вашего соперника к проигрышу. В шахматах, боксе, политике и других конкурентных ситуациях можно выиграть, используя хаос в качестве оружия.

В 18 веке в Германии была разработана система посадки норвежской ели, которая упорядочивала обычную хаотичность лесов. Саженцы высаживались в ряд, погибшие деревья вырубались, а гниющие стволы убирались. Лес стал удобным для расчетов и бизнеса.

В стремлении к порядку мы строим целые системы, которые по итогу оказываются совершенно нежизнеспособными. Естественный природный хаос и многообразие на деле гораздо лучше, чем порядок.

В книге Тима Харфорда «Хаос. Как беспорядок меняет нашу жизнь к лучшему» есть много примеров и историй, которые наглядно показывают, что хаос — это не только беспорядок. Хаос — это многообразие. Хаос — это непредсказуемость. И это можно использовать с пользой.

В искусственно хаотичном squareabout Мондермана водители никогда не имели возможности бессознательно смотреть вперед и переключаться на режим автоматического вождения, так нам всем знакомый. Хаос заставляет их быть внимательными, разбираться в ситуации и наблюдать друг за другом. Эта площадь — хаос в сочетании с замешательством. Именно поэтому она выполняет свою функцию.

Источник

Однако, мы слишком сильно полагаемся на автоматику и от этого хуже справляемся с непривычными и сложными условиями. Частенько мы и сами, как машины, действуем на «на автомате», из-за чего допускаем серьезные ошибки.

В доказательство мы приводим вам три факта из книги, которые меня зацепили и показали, что хаос лучше порядка.

Ловейплейн в голландском городе Драхтен был типичной сложной развязкой, на которой часто случались аварии. Много пешеходов, светофоров, пробки… Водители старались побыстрее проехать через развязку и не следили за другими участниками дорожного движения.

В фильме «Рокки 2» отважный левша Рокки Бальбоа перенимает традиционную правостороннюю стойку в боксе, чтобы сразиться с чемпионом Аполло Кридом. Львиную долю таймов Бальбоа представляет собой боксерскую грушу, но в финальном раунде переключается на свою стандартную левостороннюю стойку и нокаутирует растерявшегося Аполло.

Источник

Системы, в которых царит разнообразие и хаос, гораздо устойчивее и выживают лучше, чем узконаправленные. И это закон природы.

Первое поколение аккуратно посаженных и очищаемых от гнили деревьев прекрасно росли, однако уже во времена второго поколения начались проблемы. Немецкие леса начали погибать.

Дело было в том, что изменилась экология леса и деревья стали чаще заболевать. Из-за отсутствия гнили и мертвых бревен почва стала скуднеть и уплотняться. Исчезло многообразие животного мира. Высокоорганизованная и простая система привела к краху.

В 1960-х годах писатель-урбанист Джейн Джекобс в своей книге писала, что городам желательнее иметь неэффективную мешанину различных отраслей, чем специализироваться на чем-то одном. Как показала практика, это на самом деле так. Английский город Бирмингем, «город тысячи ремесел», живет и процветает не одну сотню лет, в отличие от специализированных городов. Например, от того же Детройта, который когда-то считался автомобильной столицей мира и пришел в упадок после переноса производства в другие страны.

Чтобы включить в себе режим повышенной внимательности, нам нужен хаос. Ведь если ситуация абсолютно непонятная, мы настораживаемся и пытаемся понять, как реагировать. Хаос можно создавать искусственно в некоторых ситуациях, которые требуют осторожности. Вот вам наглядный пример, как хаос использовался для предотвращения дорожных аварий.

Источник обложки

По материалам книги «Хаос. Как беспорядок меняет нашу жизнь к лучшему».

Источник: http://hospiceday.ru

Опубликовано в рубрике Новости Метки:

Оставить комментарий:

 

Для того чтобы оставлять комментарии, необходимо Зарегистрироваться